Главная река Калининграда или восьмой мост от кайзера

Конечно, использование в одном предложении слов «Калининград» и «кайзер» - откровенный диссонанс. Ну так уже случилось, что Калининград (до 1945 года Кенигсберг) и вся его история полны противоречий, а трактовка некоторых фактов – небесспорна. Например, туристы могут лицезреть, расположенные по соседству друг с другом руины королевского замка, сильно пострадавшего в годы Великой Отечественной войны и несуразную громадину Дома советов, недострой 70-х годов прошлого века.
Все бы ничего, но только замок окончательно снесли в 1968 году, а теперь, на протяжении нескольких лет муссируется вопрос о восстановлении его. И это в то время, когда наши «заклятые друзья» и союзники всячески пытаются пересмотреть итоги Второй мировой войны, а многие жители города живут в домах довоенной постройки. Возникает вопрос – кому это выгодно? Вряд ли, что местным жителям. Среди которых, кстати, немцев менее одного процента. Для них, скорее всего, разумным было бы решить вопрос с Домом советов или восстановить разрушенные мосты – интересные как архитектурные памятники и утилитарные в случае восстановления.
Преголя – главная река города
О контрастах, характерных для города, говорить можно долго. Сейчас хочу выделить только небольшую, но интересную тему – мосты через реку Преголя, которая пересекает Калининград с востока на запад. Все ее течение (123 км) проходит по территории области. Главная водная артерия региона, имея "хитрое" русло, делится в черте города на Новую Преголя (северный рукав) и Старую (южный рукав) и образует несколько островов, на которых разместились четыре района города: Кнайпхоф (остров Канта), Альтштадт, Ломзе, Форштадт. Минуя остров Канта, северный и южный рукава опять соединятся в одно русло.
Природная особенность реки не могла не сказаться на градостроительной политике. Самый центр, остров Кнайпхоф, был передан под строительство храма, который возвели за довольно короткий срок в 1297-1380 гг. До начала XVI века, т.е. до перехода жителей города в лютеранство, он оставался главным католическим храмом. Сильно разрушенный в годы войны, символ Кенигсберга был восстановлен к юбилею города, в 2005 году. Сейчас это один из основных объектов на туристических маршрутах. Храм ныне недействующий. Используется для музейных экспозиций и концертов.
Река в этой части города с закованными в бетон берегами, зеленые набережные и особенно современный «торгово-ремесленный» комплексом «Рыбная деревня» являются местом отдыха горожан и районом популярных у туристов прогулок на катерах.
Мосты через Преголи
Значение мостов для города, расположенного на берегу реки, озера, иного водоема (а таких большинство) даже можно не обсуждать. До такой степени оно очевидно. Нет надобности напоминать и об отношении горожан к таким достопримечательностям. Ну а в Кенигсберге, в силу его расположения, проблема мостов стояла особенно остро. Перемещение из района в район было сопряжено с большими сложностями. Конечно, мосты города значительно скромнее, чем Карлов мост в Праге, мост Маргит в Будапеште или Тауэрский в Лондоне. Хотя, выполняя свои главные функции они были еще местами для торговых лавок, около некоторых из них размещались ремесленные мастерские. Мосты использовались для пеших прогулок и праздничных шествий горожан. Носили мосты и определенные оборонительные функции. Порой, исходя из рассказов гидов и простых горожан, можно сделать ошибочный вывод, что в районе Кнайпхоф продолжают работать семь первых мостов, построенных в разные годы, но объединенные одним секретом. На самом деле, их осталось только три:
Лавочный мост – старейший в Кенигсберге, построен в 1286 году. В 1900 г. был перестроен, в 1972 г. снесен, в связи со строительством нового Эстакадного моста.
Зеленый мост, соединявший районы Кнайпхов и Фордштадт, был построен в 1322 году, в 1907 г. капитально перестроен. Пролеты моста красили в зеленый цвет, отсюда и его название. Как и Лавочный, в 1972 г., мост был снесен.
Рабочий мост, построенный в1377 г., выполнял функции вспомогательного. Во время Второй мировой войны был сильно разрушен и больше не восстанавливался.
Кузнечный мост, появившийся в 1397г., в районе компактного проживания кузнецов. Перестраивали в 1896 г. Как и Рабочий, мост после войны решили не восстанавливать.
Деревянный мост, один из трех сохранившихся, построен в1404 г. Был капитально реставрирован в 1904 г. и сохранившись в том же виде, до сих пор используется как автомобильный и даже как трамвайный.
Высокий мост – первый был построен в 1520 г. и проработал до 1882 г.,т.е. до момента, когда его решили снести. Восстановили или построили новый мост в 1938 году, сместив его на несколько десятков метров. Мост и сегодня полностью выполняет свои функции и имеет разводной механизм для пропуска иногда приходящих парусных судов.
Медовый мост – самый молодой из семи, построен в 1542 году, происхождение его названия доподлинно неизвестно. Хотя существует несколько городских легенд, впрочем, ни одна из которых мне не понравилась. Сейчас мост практически полностью пешеходный.
Задача о семи кенигсбергских мостах
Никто уже не помнит (во всяком случае я такой информации не нашел) кому принадлежит авторство этой загадки-задачи, суть которой в следующем; как пройти по всем семи мостам, не ступив ни на один из них дважды. Среди жителей и гостей города нашлось не мало желающих найти такой вариант. Пока никто не смог предложить верного решения. Интерес к задаче несколько упал, когда выдающийся швейцарский, русский и немецкий математик Леонард Эйлер решил ее, дав ответ – это невозможно.

Более кардинальным способом к решению этой задачи подошел кайзер Германии Вильгельм II, по воспоминаниям современников, крепкая индивидуальность, не поддающаяся самым сильным внешним влияниям. На шутливое предложение ученых попробовать решить загадку мостов, он внес коррективы в их расположение, приказав построить восьмой мост.
В 1905 году такой мост, названный Императорским, был построен. Он композиционно удачно вписался между Высоким и Медовым мостами. В годы Второй мировой войны был сильно разрушен, а в середине 80-х гг. его остатки были демонтированы.
Таким образом загадка-задача о мостах Кенигсберга была решена таким не математическим способом. Впрочем, возможность поискать свой вариант решения сохраняется. Может среди туристов найдется математик, который поправит Леонарда Эйлера.

Вы даже представить себе не можете какой у нас красивый город! Запланировали путешествие в наши края? Обязательно арендуйте автомобиль в Калининграде и катайтесь с комфортом!