Янтарная комната
Янтарная комната
Янтарную комнату часто называют ценной жемчужиной России, Это известный в мире дворцовый интерьер XVIII века. Янтарная комната входила в парадные залы дворца Екатерины. Иностранные посланники упоминали о ней, как о чуде света.Автор проекта — Андреас Шлютер, немецкий скульптор и архитектор. С 1699 г. он занимал должность архитектора при прусском короле. Во время реконструкции дворца Фридриха I, у Андреаса Шлютера возникла интересная идея — отделать один из залов янтарем. Этот реликтовый камень раньше никогда не применялся в оформлении интерьеров. Задумку архитектора нетрудно было осуществить, так как в кладовых дворца был богатый ассортимент «солнечного камня». Также там находились три зеркала, рамки которых были с роскошным орнаментом из янтаря. Это были настоящие произведения искусства XVII в., изготовленные немецкими умельцами.
Для реализации своего проекта, Шлютер пригласил из Дании придворного мастера короля Фридриха IV, Готтфрида Вольффрама. Весной 1701 г. Г. Вольффрам прибыл в столицу Пруссии и сразу приступил к работе. Но закончить проект не удалось. Андреаса Шлютера уволили с должности и он уехал из Берлина.
На его место архитектором при дворе монарха был назначен барон Иоганн Эозандер фон Гёте. Но его отношения с Готтфридом Вольффрамом не сложились и последнего отстранили от заказа.
Фридрих I решил разместить все предметы из янтаря в архитектурном шедевре, замке Шарлоттенбург. Сюда и были перевезены готовые детали. В 1707 г. котракт на завершение работы заключили с известными спциалистами из Данцига — Готтфридом Турау и Эрнстом Шахтом. Процесс создания кабинета, отделанного янтарем, затянулся почти на 5 лет.
В 1713 г. из жизни ушел Фридрих I, и работа над кабинетом из янтаря была прекращена. Его сын, Фридрих Вильгельм I Мекленбургский, не проявил интереса к кабинету. Готовые изделия отвезли в столичный Цейхгауз, бывшее здание арсенала, и забыли.
Однако разговоры об уникальном Янтарном кабинете достигли Петербурга. Петр I загорелся желанием получить его для своего любимого кабинета редкостей, Кунсткамеры.
В 1716 г. в предместьях Берлина, направляясь в Париж, Петр I встретился с королем Пруссии. После этой встречи, Петр I получил от короля несколько подарков, в том числе: яхту «Либурника» и Янтарную комнату.
Яхту за 100 тыс. талеров, Фридрих I, только что вступивший на престол Пруссии, заказал в Голландии. Он назвал ее "Либурника" (военное судно в Древнем Риме). В то время это было самое крупное в мире парусное судно. Через некоторое время было установлено, что на содержание и ремонт яхты потребуется выделение из казны регулярных и достаточно крупных средств. Уже по пути парусника в Петербург, его ремонтировали в доках Гамбурга и Копенгагена.
В Российской империи яхта стала называться "Корона", но она никогда больше не выходила в открытое море. Современники восторгались красотой "Короны", пришвартованной у… Зимнего дворца.
В 1718 г. в качестве ответного подарка из Петербурга в Пруссию было
отправлено 55 гренадеров и изготовленный Петром I кубок.
В начале 1717 г. Петр I поручил обер-гофмейстеру Петру Михайловичу Бестужеву-Рюмину встретить груз на границе и отправить его в Петербург. Перевозку драгоценных предметов в Российскую империю возглавил посланник Петра I, граф А. Г. Головкин. Деталей из янтаря набралось на 18 ящиков, их погрузили на восемь телег и отправили в Кёнигсберг, а оттуда в Мемель. На транспортировку понадобилось полтора месяца.
В столице Российской империи ящики распаковали. К деталям из янтаря была приложена инструкция из Берлина, но собрать комнату не смогли. Детали временно складировали в одном из небольших флигелей Летнего дворца.
Когда на российский престол вступила Елизавета I, она высказала пожелание употребить детали из янтаря для внутреннего интерьера комнаты в Зимнем дворце. Высочайшее поручение приступить к созданию комнаты из янтаря было дано обер-архитектору Франческо Бартоломео Растрелли.
Некоторые детали были испорчены, поэтому в начале 1743 г. в российскую столицу был приглашен известный специалист из Италии, Александр Мартелли. В ходе проверки оказалось, что для интерьера деталей было маловато. Растрелли принял решение использовать пилястры из зеркал и разрисовал еще несколько панно «под янтарь».
В 1745 г. Фридрих II презентовал Елизавете I раму, созданную А. Рейхом. На ней изображена аллегория, которая прославляла дочь Петра Великого.
Комната была собрана в 1746 г. и в ней регулярно проходили приемы официальных лиц иностранных государств. Во время капитального ремонта в Зимнем дворце, комнату переносили в разные залы.
Янтарь является окаменевшей ископаемой смолой, затвердевшей живицей древнейших хвойных деревьев, поэтому со временем на него оказали негативное влияние: резкий перепад температур, печное отопление и сквозняки.
В XIX в. три раза была проведена реставрация комнаты. С 1933 по 1935 год реставрационными работами руководил скульптор Игорь Всеволодович Крестовский.
Следующая масштабная реставрация должна была пройти в 1941 г., но война спутала планы
В это время сотрудники музея приступили к эвакуации ценностей. Однако панели из янтаря были очень хрупкими, их решили оставить на месте, сделать консервацию прямо на стене. Панно было оклеено бумагой, сверху наложили слой из марли и ваты.
Когда в г. Пушкин 18 сентября 1941 г. вошли немцы, с ними были сотрудники «Кунсткомиссион»: Эрнст Отто Сольмс-Лаубах и капитан Пенсген. Ценности, находящиеся здесь, предназначались для «музея фюрера» в Линце. Панно и другие предметы демонтировали. Их до окончания боевых действий собирались хранить в подвале Рижского замка, а затем отправить в Линц. Но гауляйтер Вост. Пруссии Эрих Кох и директор Кенигсбергского музея, Альфред Роде обратились с просьбой к самому фюреру, чтобы до организации музея в Линце, выставить ценный трофей в залах замка. По особому позволению, в ноябре 1941 г. ценности были перевезены в Кенигсберг.
В начале 1944 г. Альфред Роде писал, что Янтарная комната возвратилась на свою родину и украшает музей Кёнигсберга. Этот музей стал последним местом, где она экспонировалась.
Отступая под ударами советской армии, немцы разобрали комнату, детали упаковали в ящики и вывезли. Следы сокровища были утеряны. Многолетние поиски не увенчались успехом.
Летом 1979 г. Совмином РСФСР было принято решение — воссоздать утраченный шедевр. Работы начались
в 1980 г. под руководством архитектора Александра Александровича Кедринского.
В 1980 г. один из пяти залов Парадной анфилады Ф.-Б. Растрелли был занят для знаменитой комнаты из янтаря, ее могли посетить жители и многочисленные гости северной столицы. Экспонатов было еще мало : плафон, верхние панели «под янтарь» и наборный паркетный пол. Места, где должны будут впоследствии развешаны панно, затянули обычным холстом.
Нижние панели и угловой столик установили в 1994 г. В 1996 г. специалисты воссоздали флорентийскую мозаику «Зрение», а немного позже мозаику - «Осязание и обоняние». В 1997 г. появилось первое большое панно (3,6 х 1,34), чуть позднее оставшиеся шесть.
К 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 г. интерьер Янтарной комнаты был полностью воссоздан из янтаря добытого в Калининграде, в основном на средства Германии.